Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ Бажинской ООШ спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, Федеральной образовательной
программы дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и
муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников и запросов их родителей.
Определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения Программы в виде целевых ориентиров,
содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.
Образовательная программа дошкольного образования МБОУ Бажинской ООШ определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые
обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и планируемые
результаты освоения образовательной программы.
Основой для разработки образовательной программы являются также следующие нормативные
документы:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ(ред. от 02.07.2021)
"Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776), с изменением, внесенным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955);
- Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной Деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 №
59599);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28«Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Санитарные правила и нормативы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 г. N 28 (Гигиенические нормативы);
-Устав МБОУ Бажинской ООШ;
-Локальные нормативные акты МБОУ Бажинской ООШ.
Программа разработана с использованием примерной основной образовательной программы
«От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Веракса, Т.Н.Комаровой).
Образовательная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в
соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40%. Содержание и
планируемые результаты разрабатываемых в Организации Программы должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов образовательной программы. Программа
ДО представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой рабочая
программа образования, рабочая программа воспитания , календарный план воспитательной
работы .
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе основной программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к
ее формированию; планируемые результаты освоения программы в дошкольном возрастах, а
также на этапе завершения освоения программы; характеристики особенностей развития детей
раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел программы включает:
рабочую программу образования, которая раскрывает задачи, содержание и планируемые
результаты по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся;
обозначает направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми
дошкольного возраста с ООП различных целевых групп; психолого- педагогические условия
реализации программы, а также отдельные средства обучения и воспитания;
рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Организационный раздел программы включает описание психолого- педагогических и
кадровых условий реализации программы. В разделе представлены режим и распорядок дня в
дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
В соответствии с ФГОС ДО реализация Программы направлена на достижение следующих
целей:
-повышение социального статуса дошкольного образования;
-обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного
дошкольного образования;
-обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе
единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного
образования, их структуре и результатам их освоения;
-сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного
образования.
Программа направлена на решение следующих задач (в соответствии с ФГОС ДО):
-Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
-Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее - преемственность образовательных программ
дошкольного и начального общего образования);
-Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
-Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
-Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
-Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
-Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления
здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности
со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Виды деятельности для детей дошкольного возраста:
-Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними);
-Восприятие художественной литературы и фольклора;
-Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
-Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал;
-Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
-Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
-Двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Неотъемлемой частью реализации ООП ДО является коррекционная работа с детьми ОВЗ.
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего
развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в
коллектив сверстников.
Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, представлен
парциальной программой «Юный эколог» и "Очумелые ручки". Цель программы художественного воспитания "Очумелые ручки" ,
обучения и развития детей 2-5 лет - формирование у детей раннего и дошкольного возраста
эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной
деятельности. Цель программы экологического воспитания "Юный эколог" - формирование у детей бережного отношения к природе родного края.